|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кино в РоссииАлександр Рубин
В этом году уже второй раз в Санкт-Петербурге в сентябре проходила выставка "Кино в России". Посещение этого мероприятия вызвало желание поделиться своими впечатлениями и, может быть, затронуть более важные темы, чем экспозиция товаров и технологий. Первый опыт проведения выставки такого направления был получен организаторами год назад. Естественно, тогда были допущены и некоторые ошибки в планировании, и некоторые организационные погрешности. Сразу хочется подчеркнуть, что этот год порадовал намного больше. Весь процесс работы на выставке проходил под аккомпанемент поддержки организаторов. В качестве выставочного павильона было выбрано помещение в 100 м от гостиницы, а все мероприятия проводились в конференц-зале самого гостиничного комплекса и банкетном зале ресторана. Схема рабочего дня на выставке строилась традиционно: с 9 ч утра начинали работать стенды в павильоне, в первой и второй половинах дня проходили различные семинары, а в вечернее время участники могли обсудить итоги дня на банкете. Начиная обзор экспонатов выставки, хочется отметить основную тенденцию - выставка в Санкт-Петербурге, по общему мнению, становится выставкой исключительно оборудования и технологий. Ожидаемое присутствие представителей кинопроката со всей страны не подтвердилось. С одной стороны, это может способствовать большей специализации выставки, но с другой, производителям и дилерам интересно не только общаться между собой. При сегодняшнем уровне развития рынка оборудования в России крайне важно максимально подробно и доходчиво доводить информацию о новых технологиях до конечных пользователей, до частных компаний, желающих вложить деньги в индустрию кинопоказа, до представителей кинопрокатных объединений, влияющих на развитие отрасли на местах. И с этой точки зрения, к сожалению, эта выставка не показала нужных результатов. Но будущее покажет - смогут ли организаторы на следующий год исправить эту ошибку или же будут придерживаться сегодняшней линии. В любом случае можно констатировать, что в России появилась очень неплохая выставка оборудования, которая может составить здоровую конкуренцию аналогичным московским мероприятиям. Итак, о стендах. Подготовительная работа, проведенная организаторами, принесла свои плоды - в Петербурге мы увидели много знакомых лиц, которые были и на выставке в Амстердаме в июне 2001 г. Устроители убедили участвовать в выставке с собственными стендами таких основоположников бизнеса, как Dolby Labs, Harkness Hall, Schneider Optics, Ernemann, Kinoton, Cinemeccanica. Безусловно, присутствие производителей на выставках крайне важно и помогает им анализировать рынок, предпринимать нужные маркетинговые шаги, общаться с дилерами и партнерами, представлять новые модели оборудования. В то же время возникает интересная ситуация, когда один и тот же продукт можно увидеть как на стенде производителя, так и на стенде российского дилера. И от того, насколько согласованно проведут свою политику в этом случае и дилер, и производитель, зависит в конечном итоге успех торговой марки и продукции на нашем рынке. Из российских компаний были многие из крупных игроков на этом рынке. Параллельно с ними мы смогли увидеть и достаточно новые фигуры - например ISPA Engineering, AT Trade. Эти крупные и известные профессиональные компании также решили поучаствовать в разделе рынка индустрии кинопоказа. Пожелаем им успехов. Рассказ о представленном оборудовании можно начать с кинопроекторов. Почти все ведущие производители приняли участие в выставке "Кино в России". На стенде CineProject был показан проектор Ernemann 15. Компания Kinoton представила свою продукцию как на собственном стенде, так и на стендах компаний ГУП "Киномастерская", Нева-1 и MS-Max. Фирма Cinemeccanica анонсировала проектор и платтер на собственном стенде. А консоль Christie можно было посмотреть на стенде "Крисмарт-Фильм". К сожалению, мы не увидели продукцию Prevost и Meopta, хотя на предыдущей выставке они были представлены достаточно неплохо. Отдельно хочется выделить стенд завода "Москинап", который пользовался неизменным интересом у посетителей выставки. Показанный на нем кинопроектор российского производства, несомненно, очень занятное изделие. С одной стороны, российскому рынку действительно необходим недорогой проектор местного производства, так как не всякий кинотеатр может позволить себе высокотехнологичное, а значит, и дорогое решение. С другой стороны, заявленная стоимость на проектор от "Москинап" и сроки его изготовления не внушают никакого оптимизма. Я не берусь сейчас оценивать качество изделия, представленного нашими инженерами, - без опыта эксплуатации все заявленные преимущества (или соответствия) перед западными образцами остаются пока всего лишь рекламой. Но все-таки, наверное, "Москинап" на правильном пути. Если им действительно удастся представить на рынке серийную модель проектора для бюджетных инсталляций, предоставить необходимый сервис и поддержку дилеров, то они могут занять свой сектор рынка проекторов как в России, так и на территории СНГ. Но пока, увы, мы можем позиционировать его лишь как опытный образец со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мы обязательно будем следить за экспозициями завода "Москинап" на последующих выставках и рассказывать об этом вам, читатели.
Звуковое оборудование для кинотеатров было представлено на выставке более чем скупо. На стендах компаний стояли одинокие громкоговорители Не было ни комплексных систем, ни широкого выбора производителей, ни современных моделей. Чем это объяснить? Не знаю… Может быть, дело в принципиальном подходе экспонирующихся фирм - больше внимания проекционной технике и фильмотранспортным механизмам, чем акустическим системам и усилителям мощности. Хотя в Петербурге можно было увидеть как продукцию компаний Ecophone-Isover, так и Soundcheck. Все это говорит о несбалансированности не только участников, но и рынка в целом. Хочется надеяться, что на выставке "Музыка-Москва" в Сокольниках дилеры уделят внимание и кинозвуку. Возможно тогда некоторые из посетителей смогут отчасти компенсировать недостаток информации. На рынке процессоров без перемен. Маленький стенд Dolby с улыбающимся Питером Зигером (Peater Seager) мы наблюдаем уже много лет на всех европейских выставках. Процессор Dolby CP-650 до сих пор остается самым совершенным изделием в мире. На рынке аналоговых процессоров в нашей стране работает и фирма Smart, которая также была представлена в Петербурге. Большие площади традиционно занимали производители мебели для кинозалов и их дилеры. Как и в Амстердаме, можно было увидеть продукцию таких фирм, как Lino Sonego, Destro, Kino Export, Seating Concept, Lamm. Несколько видов продукции представили российские производители. Удивило и присутствие стенда украинских производителей кресел. В общем - всех размеров и цветов. Рынок кинокресел развился за последние несколько лет до нормального уровня. При любом бюджете можно подобрать достаточно приличное кресло. Да и российские производители постепенно подтягиваются, занимают нишу бюджетной продукции. Неплохо были представлены и кассовые системы для кинотеатров. На стенде компании Ticket Soft можно было ознакомиться с рабочей системой, ее компонентами, программным интерфейсом, моделями принтеров. Аналогичный комплекс был представлен еще несколькими компаниями. Особо понравилось то, что одна из компаний продемонстрировала не только само оборудование для кассовых систем, но и широкий выбор образцов билетов - с разными размерами, качеством исполнения, рисунками и логотипами, голограммами и разнотипной перфорацией. Словом, этот сектор индустрии уже также принимает нормальные развитые формы. Из производителей экранов на выставке присутствовал лишь стенд Harkness Hall. Благодаря активной маркетинговой политике и высокому качеству изделий, эта компания постепенно заняла одну из ведущих в мире позиций. При очень широком спектре продукции Harkness Hall предоставляет на рынке достаточно конкурентные цены. Ну а оригинальных изделий у Harkness Hall очень много. И ведь зачастую профессионализм компании оценивается не только по объему производства и доле на рынке, а по умению решать нестандартные системные задачи. Порадовало присутствие компаний, предлагающих различные аксессуары и принадлежности для реконструкции кинотеатров. Так, Bamard представила посетителям различные виды напольных покрытий, а Coca-Cola, разместив в центре павильона импровизированную барную стойку, знакомила с оборудованием для быстрого обслуживания зрителей. На стенде компании "Софт-Механика" можно было ознакомиться с оборудованием для контроля доступа в залы - турникетами и программным обеспечением. А на стенде компании "Электрокомплекс" был представлен целый спектр электротехнических комплектующих для профессионального применения. Nescafe при входе в выставочный павильон разместила оригинально оформленный стенд, и все посетители могли в течение всего дня дегустировать прекрасный кофе. Большой интерес вызвал стенд группы компаний Quarta, на котором можно было ознакомиться с технологией информационного обеспечения кинозалов. Touch-screen-дисплеи, расположенные в специальных консолях, позволят посетителям кинотеатра самостоятельно получить информацию о сеансах и фильмах, распорядке работы кинозала, стоимости билетов и т.д.
На нескольких стендах была представлена продукция испанского производителя Mundocolor International - алюминиевые уголки для подсветки ступеней с номерами рядов. Ну и, конечно, улыбку посетителей вызывал стенд завода "Обуховский хлеб", который демонстрировал кондитерскую продукцию для продажи в барах. Интересно, как много договоров на поставку этот завод заключил на выставке? В ходе выставки организаторы сумели провести ряд полезных семинаров на темы перспектив развития киноотрасли, создание ОАО "Российский кинопрокат", по вопросам сертификации кинотеатров. В семинарах участвовали как представители Министерства культуры, так и сотрудники НИКФИ и Гипрокино. Затронутые темы во многом являются спорными и неоднозначными, мнение же выступающих далеко не всегда было созвучно настроениям в зале. Но сам факт обсуждения этих вопросов уже является положительным. Развитие кинопоказа в России - процесс долгий и трудный. От того, какую линию поведения выберут для себя участники этого процесса, зависит успех и темп развития отрасли. Будем надеяться, что подобные выставки смогут помочь выработать правильные решения и владельцам кинотеатров, и представителям кинопрокатных организаций, и представителям министерств и ведомств, участвующим в процессе преобразования всей киноиндустрии страны.
|
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|