Путь в высшую лигу
Дмитрий Радченко
Мы
продолжаем знакомить читателей с региональными компаниями-инсталляторами.
Гость этого номера - Михаил Раппе, директор казанской фирмы "Гелла",
хорошо известной специалистам далеко за пределами Татарстана. Это неудивительно,
ведь зачастую компании, работающие на рынке корпоративных инсталляций
звукового и видеооборудования, нанимают специалистов "Геллы"
в качестве субподрядчиков. Но так не может продолжаться бесконечно -"страна
должна знать своих героев в лицо". Встречайте!!!
Михаил, расскажите, пожалуйста, о вашей фирме.
Фирма была зарегистрирована шесть лет назад, и в ней изначально было,
как говорится, полтора человека. Цель - осуществление независимой деятельности
в рамках той области, которой мы с ейчас
занимаемся. Нам здорово повезло - мы получили хороший заказ. В то время
у нас в Казани строился большой концертный зал, это была очень серьезная
площадка (там даже встраивали орган), акустику проектировали англичане.
Все делалось в такие сжатые сроки, что не нашлось ни одной компании, которая
взялась бы за инсталляцию и линейной части, и студийной, а я, честно говоря,
слабо себе представлял, что это значит, поэтому согласился. В результате
денег совершенно не заработали, но получили бесценный опыт по строительству.
Все было закончено в срок. На открытие зала приехали президенты России
и Татарстана, множество высоких чиновников (снайперов тоже было достаточно
). За пульт пришлось сесть мне самому. Концерт прошел хорошо, нас заметили,
запомнили, и о нас сложилось мнение, что мы наукообразные, компетентные
и не очень дорогие ребята.
С самого начала мы ориентировались не на розничную продажу, а на развитие
инженерно-компьютерной базы - наш магазин открылся только в январе этого
года, т.е. спустя шесть лет. Коллектив подбирался инженерный, чтобы грамотно
проектировать и эффективно взаимодействовать с заказчиком. Фактически
сейчас мы являемся монополистом в своем регионе - имеем много серьезных
объектов, немалую часть мы делаем в качестве OEM-инсталляторов, т.е. нанимаемся
другими компаниями и не раскрываем своего имени.
Сколько сотрудников сейчас работает у вас?
Основной
состав около десяти человек. У нас есть отдел общестроительного проектирования,
мы же просто строим, т.е. берем зал под ключ со всеми системами, в том
числе кондиционированием. Заказчик постепенно приходит к выводу, что с
одним подрядчиком иметь дело лучше, чем с несколькими компаниями.
Как давно вы стали заниматься климат-системами?
Впервые мы столкнулись с этим на студии, где сделали подвесные полы,
тройные стены, развязки по шумам, акустику и т.д. Так как студия предназначалась
для дубляжа, который шел практически без остановки, понадобилась система
кондиционирования и вентиляции, которую мы и смонтировали. Конечно, мы
не лезем в область промышленного кондиционирования, а проектируем эти
системы только на тех объектах, где работаем, но и это очень тяжело, особенно,
когда речь заходит о шумовых характеристиках. Попробуйте прийти в любую
фирму поставщика кондиционеров и попросить оборудование с уровнем шума
не выше заданного - 50% менеджеров вообще не знают о чем речь. Недавно
мы завершили строительство студий для республиканского телеканала, где
выполнили все работы, полный строительный подряд - отделку, систему кондиционирования,
полы, свет, электрику, "пожарку" и, естественно, все видеооборудование.
Общестроительный подход - очень перспективен.
Может быть, вспомните о каком-нибудь крупном проекте.
Я
хочу рассказать о казанском Дворце спорта, реконструкция которого носила
настоящий взрывообразный характер.
Все началось с того, что казанский "Ак Барс" вышел в суперлигу.
Именно это событие стало причиной того, что решили обновить и реконструировать
Дворец спорта, единственный на многомиллионный город Казань. Хотя даже
по советским нормам должно быть восемь или девять ледовых площадок. Дворец
был в жутком состоянии, зал всегда переполнен, тренировки начинались с
пяти-шести утра и продолжались до двух-трех часов ночи, причем здесь были
и фигуристы, и хоккеисты, и дети, и профессионалы. Техника была ужасающая,
звук отсутствовал, а так как "Ак Барс" оказался сразу в высшей
лиге, надо было обеспечить возможность прямой трансляции в "Евровидении"
и связанные с ним требования к освещению, качеству картинки, количеству
телекамер. Все это оговаривалось, причем за невыполнение предусматривались
штрафные санкции. Подключившись к этому проекту, мы приступили к проектированию
огромного линейного хозяйства, состоящего из 12 площадок для телекамер,
соединенных с автобусом ПТС (кроме основной трансляции, осуществляемой
Гостелерадио, нужно было обеспечить параллельное подключение местных коммерческих
телекомпаний), а также мест для переводчиков и комментаторов. Работы было
много и по количеству кабелей, и по сложности линейной части, причем все
делалось вдогонку строителей, а они всегда смотрят на слаботочку как на
второстепенный раздел и неохотно идут на сотрудничество.
Расскажите, пожалуйста, по порядку обо всех системах.
Начну с того, что основной зал (а это примерно пятитысячник) был в очень
плохом состоянии. Там нужно было менять потолок, и мы предложили сделать
его акустическим, так как речь воспринималась не разборчиво. Мы оставили
только балки, поменяли и верх, и низ потолка. Сначала решили смонтировать
потолок из материала Ecophon, но тогда мы не успели бы вовремя. Поэтому
мы произвели расчеты и передали чертежи и эскизы на Казанский авиационный
завод, где нам сделали сначала несколько пробных листов, а потом и всю
партию. Это был перфорированный алюминиевый лист на каркасе, а сверху
вата, т. е. стандартная перфорированная конструкция, широко применявшаяся
в 60-х годах.
При моделировании потолка, мы постарались сделать его характеристику
отражения с подкатом на нижних частотах, т. е. сместить поглощение в область
верхних частот, чтобы улучшить разборчивость и в то же время сохранить
полноценное звучание. Перфорация и слои рассчитаны так, чтобы хорошо воспринимались
частоты вплоть до 70 Гц.
А вы моделировали акустику?
Да, мы имеем свою программу моделирования, которую написали четыре года
назад в MathLab и широко применяли, причем последние два года ни разу
не меняли расчетный модуль - он нас полностью устраивает. Богатый фактический
материал, которым мы располагаем, позволяет оценить, насколько точно работает
наша программа.
Вас не просили ее продать?
Просили и неоднократно. Но мы делали ее для себя и не собирались распространять,
поэтому пользовательский интерфейс в ней как таковой отсутствует, геометрическая
модель объекта вводится вручную и т.д. Нас это не напрягает, а вот покупателя…
А из какого уровня звукового давления на зрительных местах вы исходили,
когда проектировали систему?
Ну,
скажем, номинальный уровень в 90 дБ можно считать достаточным (разумеется,
программный будет выше), на местах же, где кричат, мы брали запас минимум
в 10 дБ, т. е. запас по давлению получился очень хороший. В этом есть
еще одно достоинство - сейчас акустические системы работают на 75 - 80%
мощности и так уже третий год, причем круглосуточно, ведь режим загруженности,
о котором я говорил выше, остался. Система практически не выключается,
и сбоев по нашей вине в ней не было. Однажды был сбой в системе кондиционирования,
поднялась влажность, и из акустических систем пришлось выливать воду.
Кстати, насколько имеет принципиальное значение погодозащищенность
акустики в ледовых дворцах?
Мы сделали три больших дворца, в одном акустика |