Инструменты современного светового дизайна
Анна Кистенева
Развитие светотехники привело к тому,что возникла потребность в
специалистах, которые могли бы выполнять проекты освещения с созданием
художественного образа.
Световой дизайн - относительно новое направление в нашей стране и во
всем мире. Развитие светотехники привело к тому, что возникла потребность
в специалистах, которые могли бы выполнять профессионально, технически
грамотно проекты освещения с созданием художественного образа. Сейчас
дизайнеры по свету проектируют и архитектурно-художественную подсветку
зданий, и нестандартные установки внутреннего освещения, в которых свет
служит не просто функциональным элементом помещения, но и создает определенное
настроение.
Светотехнический дизайн-проект состоит, как правило, из трех этапов.
Первый этап. Сначала дизайнер разрабатывает концепцию освещения
в зависимости от назначения объекта и образа, который следует создать.
Подбираются источники света и световые приборы.
Второй этап. Теперь необходимо провести светотехнический
расчет. Это обязательный пункт светотехнического проекта, так как освещение
имеет прежде всего функциональное назначение и должно удовлетворять принятым
в этой области нормам. Для светотехнических расчетов существует множество
программ, позволяющих, помимо основных светотехнических характеристик
(яркость, освещенность), также вычислять качественные показатели освещения
(показатель дискомфорта), экономические и энергетические характеристики
осветительной установки (стоимость оборудования, потребляемую мощность
установки). Практически у каждой крупной фирмы-производителя есть своя
расчетная программа для собственной базы данных: Calculux (Philips), Litestar
(SBP) и т. д. Существуют и универсальные программы для различных баз данных
(DIALux) или с возможностью подключения любой базы (Relux). Иногда по
результатам расчета приходится корректировать концепцию освещения, находить
новые решения (рис. 1).
В принципе, для типовых проектов (офисы, производственные и бытовые помещения),
не требующих разработки специального дизайна, светотехническая часть на
этом этапе заканчивается. Далее идет расчет электрической части, составление
и согласование необходимых документов, поставка оборудования, монтаж и
т. д.

Третий этап. Заказчику, требующему разработки особого дизайна,
необходимо наглядное представление идеи художника, т. е. визуализация.
Для выполнения визуализации используется ряд графических программ, которые
можно разделить на две группы: 2D- и 3D-графика.
Работы,
выполненные при помощи пакетов 2D-графики (Photoshop, Corel Draw и т.
п.), можно лишь условно назвать визуализацией, скорее, это графическое
представление - картинка (рис. 2). Только специалисты с большим опытом
работы в светотехнике способны более-менее верно воспроизвести реальную
картину освещения. В основном работа выполняется на интуитивном уровне,
без учета светотехнических характеристик материалов, источников света
и световых приборов. Кроме того, этот метод подходит только для существующих
объектов, так как за основу берется фотография или эскиз, с чем связаны
определенные сложности. Но для более быстрой и "показательной"
визуализации этот способ идеален.
Для визуализации более высокого уровня необходимо представление объекта
в качестве трехмерной модели с последующим ее освещением, для создания
которой применяются пакеты 3D-графики (3D Studio MAX, ArchiCad, AutoCad
и т.д.) Такие мощные программы, как, например, 3D Studio MAX (рис. 3),
позволяют смоделировать практически любой объект.Возможности ограничены
только фантазией автора и, естественно, ресурсами компьютера. К сожалению,
смоделировать реальное освещение при помощи программ такого типа довольно
проблематично, потому что все они изначально созданы не для моделирования
света. Светотехнические характеристики поверхностей (коэффициенты отражения,
преломления, пропускания) и параметры источников света в них задаются
достаточно условно и далеки от реальных.
Для
решения подобных задач созданы специальные программы, позволяющие моделировать
освещение с учетом физических законов распределения света, например Inspirer
(рис. 4), Radiance и Lightscape. Последний - один из передовых инструментов
визуализации и моделирования освещения для профессиональных дизайнеров,
которые хотят иметь более точные и реалистичные представления того, как
будут выглядеть их проекты при освещении реальными светильниками и с реальными
материалами. Lightscape совмещает в себе два известных алгоритма расчета
- radiosity (излучательность) и ray-tracing (трассировка лучей), что и
дает возможность получать фотореалистичные изображения. Метод radiosity
обеспечивает расчет диффузной составляющей освещения с учетом многократных
отражений, в том числе, что очень важно, с учетом цвета, отраженного от
поверхности света. Алгоритм ray-tracing позволяет точно рассчитать зеркальные
отражения, пропускание и преломление света, а также формировать четкие
тени от объектов (рис. 5).
Некоторые возможности этой программы:
- изменение параметров источников света и материалов в процессе расчета;
- задание реального светораспределения осветительного прибора и типа
лампы;
- точное задание светотехнических характеристик материалов;
- просмотр сцены с разных точек зрения после расчета методом radiosity;
- расчет светотехнических величин (яркость, освещенность), позволяющий
совместить этап светотехнического расчета с этапом визуализации.
Недостатком
этой программы, несомненно, является длительность расчета в зависимости
от сложности сцены. Для сокращения времени расчета существует множество
дополнительных функций, например возможность исключения некоторых поверхностей
из рассмотрения в процессе расчета, прерывание расчета с сохранением промежуточных
данных, возможность регулирования параметров расчета, влияющих на точность
визуализации на различных этапах работы, а также сетевой рендеринг. Так
как Lightscape - программа для моделирования освещения, а не объектов,
сцена создается в другой программе 3D-графики, совместимой с Lightscape
(AutoCAD, 3D Studio VIZ и 3D Studio MAX), а затем экспортируется в Lightscape.
Для достижения наилучшего результата дизайнеры обычно используют несколько
различных программ, комбинируя 2D- и 3D-графику.
|
|