|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принцип линейного массиваСергей Агеев Как известно (в том числе и из повседневного опыта), наиболее частой проблемой при создании систем звукоусиления, особенно в больших помещениях, является обеспечение хорошей разборчивости речи и (или) музыки. Вспомните, как часто вам приходилось искать на вокзале место, где можно разобрать, что же именно говорит диспетчер! Источник этих проблем хорошо известен – это реверберация. Сущность реверберации состоит в том, что энергия звуковых волн накапливается в помещении, при этом создается фон из звуков, перемешанных во времени и пространстве. При большом времени реверберации уровень этого фона может намного превосходить уровень полезного сигнала. Как следствие, резко падает разборчивость речи и музыки. Увеличение мощности звукоусилительной системы в таком случае бесполезно, гораздо больше пользы приносит снижение времени реверберации и обеспечение такой направленности излучения звука, чтобы большая часть звуковой энергии от громкоговорителей попадала непосредственно на слушателей. Цель этих мер – увеличить отношение мощности прямого звука к реверберационному фону (гулу). Еще один метод, применяемый для улучшения разборчивости речи, заключается в “срезании” низкочастотной части спектра (обычно ниже 400 Гц - 1 кГц). При этом используется тот фактор, что выше 1 кГц время реверберации обычно уменьшается, а направленность громкоговорителей возрастает. Несмотря на то что эффективность всех этих методов повышения разборчивости проверена временем, им присущ ряд принципиальных проблем. Во-первых, снижение времени реверберации и подавление наиболее мешающих отражений в уже имеющихся помещениях неизбежно требует перепланировки или установки звукопоглощающих элементов. А это далеко не всегда возможно. Например, в историческом здании изменение интерьера зачастую недопустимо в принципе. Во-вторых, традиционные направленные громкоговорители на основе рупоров обладают удовлетворительными характеристиками, но весьма громоздки – для эффективной работы поперечник (и длина) рупора должен быть сравним с длиной волны, а длина звуковой волны на частоте 100 Гц составляет 3,35 м. Подобные габариты в помещениях, тем более исторических, обычно неприемлемы. И в-третьих, “срезание” низкочастотной части спектра резко искажает тембр звучания, что недопустимо в случае художественной речи. А теперь представьте себе такую ситуацию: нужно озвучить гулкий старинный собор. Звукопоглотители ставить некуда – на стенах фрески, да и интерьер менять нельзя. Единственное, что можно сделать в такой ситуации – использовать максимально направленные акустические системы, чтобы к слушателям приходила как можно большая доля прямого звука по сравнению с отраженным. Однако устанавливать громоздкую традиционную акустику в подобных случаях, как правило, тоже некуда, да и выглядит она инородным телом. А звукоусилительная система необходима. До недавнего времени такая ситуация была практически безвыходной, если не считать крайне неудобных вариантов с установкой громкоговорителей в каждое кресло (тем, кто стоит, ничего не будет слышно, да и кресла есть далеко не всегда) или раздачей наушников. Сейчас подобные проблемы можно решить путем использования акустических систем с иным способом формирования направленности – не при помощи рупоров, а при помощи массива излучателей. Для формирования направленного излучения звука в принципе есть два основных способа. Первый – это всем известные громоздкие рупорные системы, они, кстати, обладают и наивысшим коэффициентом полезного действия (доходящим до 30%). Второй – использование массивов излучателей, когда благодаря совместной работе многих громкоговорителей формируется направленный источник звука. Есть и третий – применение зеркал, фокусирующих звук, но они еще более громоздки, чем рупоры. Идея использования массива излучателей не нова и известна еще с 40–50-х годов (см.: Олсон, “Acoustical Engineering”, 1940 г., где рассматриваются массивы градиентных микрофонов, и Беранек, “Acoustics”, 1954 г., где есть глава о линейных массивах). В 70-е годы фирма JBL поставляла две подобные системы – 4375 и 4380.
Вышеизложенное справедливо в случае, когда все громкоговорители идеально одинаковы, не обладают собственной направленностью излучения и работают на одной-единственной частоте. На практике же эти условия выполнить напрямую невозможно, хотя бы потому, что любая акустическая система должна работать в некоторой полосе частот, а следовательно, и длин волн. Типичным диапазоном частот для высококачественных систем озвучивания может служить 100 Гц - 10 кГц. При этом длины звуковых волн отличаются в 100 раз, и если на низких частотах направленность, как правило, недостаточна, то на высоких теоретически оказывается чрезмерно велика (на практике разброс характеристик излучателей приводит к невозможности точного суммирования, что уменьшает направленность). Кроме изменения степени направленности с частотой, на средних частотах обычно возникает много побочных максимумов (лепестков) излучения. Наконец, эффективность подобных акустических систем (в смысле отдачи акустической мощности на единицу электрической) оказывается ниже, чем у рупорных систем, что требует большей мощности усилителей, но сейчас это не проблема.
Однако в последние несколько лет ситуация принципиально изменилась, и благодаря появлению новых технологий цифровой обработки сигналов акустические системы на основе массива излучателей оказались не только конкурентоспособны, но и незаменимы, когда нужно качественно озвучить “тяжелейшие” объекты, например храм с временем реверберации около 9 с. Ключом к успеху послужило появление возможности цифрового формирования независимых сигналов для каждого громкоговорителя (или каждой пары громкоговорителей), входящих в состав колонны, с отдельными усилителями. Благодаря этому удалось не только практически устранить изменения диаграммы направленности с частотой, но и получить возможность электронного управления ее формой, причем при необходимости – с учетом условий установки. Далее, практически цилиндрическая форма волны, генерируемая этими системами, обеспечивает меньшее затухание на начальном этапе ее распространения и существенно уменьшает неравномерность уровней звукового давления по сравнению с обычными системами (рис. 2).
Это стало возможно благодаря сочетанию достижений как в технике (создание многоканальных усилителей и цифровых процессоров обработки), так и в математическом обеспечении (создание алгоритмов обработки для формирования сигналов с учетом характеристик конкретных громкоговорителей и условий получения требуемых диаграмм направленности (рис. 4,5). Чрезвычайно сжатая по вертикали диаграмма направленности как раз и способствует повышению доли прямого звука – от пола и потолков при правильной установке просто нечему отражаться!
Цены на продукцию и услуги Duran Audio хотя и довольно высоки
(от 8 до 20 тыс. долл. за одну активную колонку), но, учитывая сложность решаемых
с их помощью задач, отнюдь не являются заоблачными. Необходимо, правда, иметь
в виду, что “умная” техника сама по себе – лишь некоторое количество материалов
и не более того. Решают проблемы люди, поэтому нужно отдавать себе отчет в том,
что разработка акустического дизайна, “привязка”, а иногда и программирование
системы, учитывая все сложности, может стоить больше, чем собственно техника.
Шаблона, естественно, здесь быть не может, и решения, в том числе финансовые,
в каждом конкретном случае принимаются независимо.
|
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|