|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Техническая концепция информационной радиостанцииЧасть первая. Сергей Комаров, Я попытаюсь "нарисовать" мое видение технического блока частной коммерческой круглосуточной информационной радиостанции, вещающей на всю Россию и на те государства, где есть русскоговорящее население. Если хотите, я расскажу вам про свою мечту. Начну с людей. Именно сплоченная и хорошо организованная команда способна эту мечту реализовать. И это касается не только технарей. Тот или иной тип взаимоотношений затрагивает интересы всего коллектива радиокомпании, являясь серьезной составляющей технологии радиовещания. Собственно, техническое оснащение - главное, но далеко не первое дело. Итак, организационная структура технической службы включает в себя четыре отдела:
Все они находятся в ведении технического директора. Отдел работы с пользователямиВключает в себя два подразделения - радиовещательное и компьютерное. Задача специалистов этого отдела - обучать сотрудников радиостанции пользоваться техническими средствами и отвечать на многочисленные вопросы, возникающие в повседневной деятельности. Наиболее актуальные вопросы, которые решает этот отдел, следующие.
Для создания коллектива, ответственно относящегося к имуществу радиокомпании (и как неразрывное, к своим функциям в команде), практически опробованы два подхода. Первый - это отбор людей в команду коммерческой радиокомпании с уже присущим им чувством хозяина, в случае же обнаружения его отсутствия - мгновенное увольнение. Второй - это личным примером долго, иногда годами демонстрировать журналистам любовь к своему делу, к собственности компании, к оборудованию, наконец. Первый способ проще, но в современном постсоветском менталитете приводит к бешеной текучке кадров. Низкорентабелен, не дает возможности создать высокопрофессиональную команду, так как постоянно идет процесс "притирки" друг к другу. В итоге формируется низкоэффективная "раздутая" команда, где каждый больше озабочен тем, чтобы удержаться на своей должности, чем заниматься своими прямыми функциями. У руководителя, использующего такой подход, всегда стоит проблема сокращения штата, которую он не в состоянии решить. От него уходят талантливые сотрудники. Им скучно и неуютно работать в коллективе, находящемся в постоянном страхе увольнения или наказания. Люди, которые соглашаются находиться "под таким руководителем", едва ли способны эффективно и талантливо работать. Талант в страхе не живет. Те же, кто прошли этот отбор, великолепные исполнители, но весьма посредственные творцы. Второй метод вроде бы, на первый взгляд, низкоэффективен, но позволяет сохранить и уважать людей, создать стабильную команду и "поднимать" ее профессионализм. При таком подходе к руководству сотрудники, тяготеющие к жесткой вертикальной системе управления (ответственности меньше, инициатива не нужна, можно не думать, а исполнять приказы), чувствуют большой дискомфорт. Они подсознательно ждут приказов, выговоров, а их нет. И из-за неопределенности они сами уходят. Такая система руководства побуждает людей к инициативе, к проявлению личной ответственности, к раскрытию талантов. Команда, созданная на основе таких взаимоотношений, будет "компактной" и высокоэффективной. С ней можно творить чудеса. Я специально так подробно разобрал отношения журналистов с, якобы, "железками". Конечно, при подборе команды редакции никто об этом не думает. Да и правильно. На этом примере я показал разные подходы в отношениях к людям. И речь вовсе не об аппаратуре. Лично я горжусь тем, что за пять лет работы на "Эхе Москвы" по моему требованию не был уволен ни один сотрудник. Хотя каждый руководитель волен выбирать свой собственный подход и стиль руководства. Только надо помнить, что смена устоявшегося стиля приведет к необходимости смены всей команды. Инерция мышления людей, набранных по первому методу, огромна и может "сломать" или "поставить на место" любого руководителя, затеявшего перемены и надеющегося провести их "косметически". Такие команды могут великолепно работать по единожды выработанному стереотипу и не терпят его изменений. Это беда многих коллективов. И не только в радиовещании. Особенно этим грешат искусственно "раздутые" коллективы государственных радиокомпаний, сложившиеся еще в советские времена. Они знают, как "правильно" работать, и убежденно этому следуют. Отдел эксплуатацииСотрудники этого отдела получают зарплату за то, что ничего не делают. Их задача поддерживать работоспособность технического комплекса радиокомпании. Если они бездельничают, это означает, что вся техника прекрасно работает. Если же они постоянно чем-то заняты, то это тревожный симптом: либо вы приобрели никуда не годную технику, либо отдел работы с пользователями не справляется со своими задачами. Имеется соблазн объединить оба перечисленных отдела и "загрузить" эксплуатационщиков работой с пользователями. Пока коллектив вашей радиокомпании невелик и вы вещаете собственную программу несколько часов в сутки, такое возможно. Но при большом коллективе и круглосуточном вещании это приведет к тому, что не будут качественно выполняться ни одна, ни другая функции. Или будет выполняться одна в ущерб другой. У инженеров, как и у журналистов, тоже есть свои заморочки, и функция отдела работы с пользователями будет игнорироваться, причем этому всегда найдутся веские уважительные причины. Уж чего-чего, а себя оправдывать русский человек умеет профессионально! Результатом такого объединения будет недостаточная техническая грамотность журналистов и, как следствие, большое количество неверно эксплуатируемой и часто ломаемой техники. Так что наличие отдела работы с пользователями не только увеличивает ресурс эксплуатируемого оборудования, но и приводит к повышению технического качества создаваемой радиопрограммы. И пусть отдел эксплуатации бездельничает. Это только с виду так. Эти люди время от времени будут давать вам рекомендации по техническому совершенствованию технологического процесса производства радиопрограмм. Конечно, у них это все на виду, а мозги ничем не заняты. Волей-неволей они начнут соображать в этом направлении. Слушайте их! Помимо эксплуатации техники, они смогут дать вам очень ценные советы, которые вы сами нигде не сможете получить. И ой как не даром они будут получать свою зарплату! Сколько же людей нужно иметь в этом отделе? Если вы сэкономили на технике и приобрели отечественное оборудование, то шесть сменных инженеров - три компьютерщика и три звукоинженера. Плюс начальник отдела (системный администратор компьютерных сетей), который в случае болезни инженера может его заменить. Желательно, чтобы у начальника было два высших образования - радиотехническое и компьютерное. Итого семь человек. И никто из них лишним не будет. Если же вы приобрели надежную технику авторитетных западных производителей, то в этом отделе вполне справятся два человека. Один компьютерщик (системный администратор) и один звукоинженер. Кто из них будет начальником - решите сами. В этом случае организации круглосуточного дежурства не требуется. Это, что касается обслуживающего персонала. Кроме того, в отделе эксплуатации потребуется логистик вещательной компьютерной системы. В его задачи входит определение и поддержание сетевой структуры хранения звуковых корреспондентских материалов. Эти функции может выполнять и системный администратор компьютерных сетей, но тогда он должен в совершенстве знать весь технологический процесс производства радиопрограммы, в совершенстве владеть всеми радиовещательными программами (звуковыми редакторами, планировщиками, эфирными плейерами... архивными и информационно-новостными программами). По сути, логистик компьютерной системы - это ее Главный пользователь. Он задает пользовательскую идеологию компьютерного комплекса. И лучше иметь для этого отдельного человека. Хочу заметить, что на музыкальных радиостанциях такой должности нет и быть не может. Отдел развитияСюда нужно набрать мечтателей, жадных до знаний. И совсем не важно умеют ли они что-нибудь делать сами. Задача этих людей отслеживать технические новинки, перелопачивать горы периодических изданий, быть в курсе всех изобретений, посещать все радиовещательные, связные, компьютерные выставки... Но не только. Их задача собирать информацию о том, как эти новинки себя ведут, отслеживать тенденции развития и анализировать перспективы использования тех или иных нововведений применительно к вашей радиокомпании. Эти люди должны регулярно информировать вас и сотрудников остальных отделов о перспективах развития технической базы радиокомпании. Именно на основании их рекомендаций вы будете принимать решение о приобретении новой техники. И именно эти люди позволят вам быть впереди ваших конкурентов. В этом отделе вы можете иметь собственных разработчиков программного обеспечения для ваших информационных или вещательных комплексов. К сожалению, практически все имеющиеся радиовещательные программные продукты ориентированы на автоматизацию музыкального радиовещания. Для информационных форматов на сегодняшний день не существует программного обеспечения, полностью удовлетворяющего пользователей. Это и понятно. У таких программ нет рынка. В России в настоящий момент вещает всего одна информационная радиостанция - "Эхо Москвы". Такое положение приводит к необходимости иметь собственную команду разработчиков. И если вы претендуете на высокий рейтинг, то вам не обойтись без высокоэффективного радиовещательного программного обеспечения собственной разработки. Опыт приспосабливания вещательных систем, предназначенных для музыкального вещания, к радиостанции информационного формата, скорее, негативен и дорог, чем перспективен. Для эффективного вещания надо иметь программное обеспечение, которое работает так, как надо журналистам и ведущим, а не так, как получается у приспособленных суррогатов. Отдел организации радиовещанияФункции этого отдела очень широки. Перечислю только главные:
Люди, работающие в этом отделе, должны в большей степени обладать менеджерскими и референтскими качествами, чем инженерными знаниями. Полезно иметь в составе отдела юриста. Секретарь технического директора также может входить в этот отдел. Роль технического директора в этой структуре - поддержка деятельности отделов, координация их работы, принятие стратегических решений, представительские и договорные функции. При хорошо отлаженной работе команды технической службы функции технического директора могут заключаться лишь в создании нужных взаимоотношений с многочисленными партнерами радиостанции по организационно-техническим вопросам. Численность всей технической службы при ее грамотной организации составляет 11 человек, включая технического директора и его секретаря. Главный принцип руководства, которого я придерживаюсь и пропагандирую по жизни и в этой статье: "Хорошо отлаженная команда не требует вмешательства руководителя!" Для успешной реализации на практике описанного в статье типа производственных взаимоотношений рекомендую получить будущим руководителям вновь создаваемой радиокомпании специализированное тренинговое образование. Координаты образовательных компаний, его предоставляющих, приведены в разделе "Современное образование руководителя" сайта www.radiostation.ru. Этот тип образования появился в нашей стране только в 1989 г. Ни одно из государственных учебных заведений до сих пор не дает своим слушателям ничего подобного. Если благодаря серии этих статей, сайту www.radiostation.ru, вашей заинтересованности,
энергии и инвестициям вы создадите еще одну информационную радиостанцию, которая
сможет конкурировать с "Эхом", это позволит реализовать данную концепцию
в полном объеме, поднять рейтинг "Эха", увеличить мои доходы и обеспечить
слушателей более разносторонней информацией. Конкуренция - великая сила! Пока
же на информационном поприще у "Эха Москвы" конкурентов нет. И эта
статья - всего лишь теоретические разглагольствования. На сегодняшний день отсутствует
тот, для кого она написана. Я это прекрасно понимаю и тем не менее исхожу из
принципа: "если хочешь подняться сам - подними своих конкурентов".
В данном случае их, правда, надо сначала создать. Успехов вам в бизнесе! (Продолжение в следующем номере) |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|