|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оформление студий и экология телевиденияОформление ТВ-студий – важный элемент создания телевизионных передач. Оно несет эстетическую и смысловую нагрузку. Реализуя творческий замысел художника и дизайнера, оформители создают изображение, доставляемое ТВ-зрителям. При этом художник ориентируется на свои художественные и эстетические воззрения, свое видение замысла автора передачи, свое, в конце концов, настроение, но, к сожалению, практически никогда не следует законам экологии телевидения, экологии информационного пространства. Что же такое изображение? Изображение, в том числе телевизионное, – это ощущение человека, возникающее под воздействием на глаз (как на часть зрительного анализатора) электромагнитной энергии в диапазоне длин волн в среднем от 0,4 до 0,7 мкм. Есть и другие пути возникновения ощущения – изображения, но этот является главным. Кроме того, изображение, как и всякое другое ощущение, и есть оператор действия, т. е. оно побуждает мозг на мыслительное действие, заключающееся в выработке команды исполнительным органам на совершение какого-либо физического действия, подсознанию – на соответствующую перестройку работы внутренних органов человека в связи со сложившейся ситуацией, на выбор подсознанием алгоритма работы человека для подстраховки сознания. Изображения всегда активны по отношению к человеку. Одни из них вызывают беспокойство, страх, агрессию, защитную реакцию. Это – так называемые агрессивные изображения. Другие, наоборот, расслабляют человека, доставляют удовольствие, наслаждение. Это – положительные изображения. Есть изображения, которые утомляют глаз, а есть и такие, которые лечат, и не только глаза, но и другие органы человека.
Саккады – это быстрые скачки, с помощью которых меняются точки фиксации взгляда. В моменты между саккадами в точках фиксации собственно и реализуются акты видения. Тремор – высокочастотные колебания глаза, дрейф – медленное смещение направления взгляда. Опыты показали, что неподвижный глаз не видит. Во время фиксации взгляда глаз периферией поля зрения выбирает направление очередной саккады и следующую точку фиксации. Для выбора места точки фиксации глазу необходимо иметь в периферическом поле зрения какую-то характерную точку, контрастный перепад, которые чем-то отличаются от других аналогичных точек. Это может быть угол, изгиб контура, точка, мелкий рисунок. В случаях, когда много одинаковых точек или других элементов, годных для фиксации взгляда, и они расположены на одинаковом расстоянии друг от друга (периодические структуры), глаз “теряется”, начинается мучительная попытка отличить один элемент от другого. В результате нарушается слаженный механизм осмотра изображения (что является одной из главных неосознаваемых целей процесса зрения), глаз часто ошибается и выбирает одни и те же точки, мозг, а, следовательно, и человек утомляются, возникает нервное напряжение. Наверное, вы замечали, как трудно, например, подсчитать количество этажей в высотном типовом здании, весь фасад которого состоит из одинаковых квадратов идентичных окон. Сложность выбора точек фиксации создают и гладкие поверхности. На них вообще отсутствуют элементы, за которые мог бы “зацепиться” глаз, выбрать точки фиксации взгляда. Поэтому при оформлении студий необходимо избегать создания агрессивных изображений. Никакие художественные, творческие замыслы, на наш взгляд, не оправдывают вредного влияния их на здоровье зрителей. С другой стороны, оказывается можно производить изображения, которые, наоборот, будут положительно влиять на здоровье людей. Причем сюжеты этих изображений могут быть любыми. Построение таких оздоровительных изображений основано на физиологических и психологических законах зрительного восприятия.
Пространственные спектральные составляющие выделяются в специальных отделах зрительной системы с помощью особенностей их функционирования. Приблизительно их работу можно описать, как работу оптимальных радиотехнических фильтров. Сигналы с этих отделов зрительной системы поступают во все отделы мозга, в том числе в те, которые ответственны за работу внутренних органов. Совокупность пространственных частот (спектр) конкретных изображений по-разному воздействует на работу организма человека. (Кстати, подчеркнем еще раз: изображение – оператор действий.) Можно рассчитать такой спектр (а соответственно, и изображение), который будет улучшать физическое и психическое состояние человека. Очень многие изображения природы близки по спектрам к оптимальным, полезным для здоровья. К такого же рода изображениям относятся изображения старинных архитектурных сооружений, мебели, посуды, ювелирных изделий (например, фирмы Фаберже), иконы и т. д. При оформлении студий можно было бы шире использовать изобразительные элементы указанных выше изображений. С точки зрения экологии телевидения, очень осторожно надо вводить в оформление студий элементы, создающие периодические структуры, или изображения, в пространственном спектре которых есть доминирующие частоты. Например, это могут быть плоскости с плавными периодическими переходами яркости и цветности, решетки, контрастные элементы и т. п. Одну из причин вредности таких изображений, связанную с их агрессивностью, мы уже рассмотрели. Обсудим еще одну. Наблюдение периодических структур вызывает появление в зрительном анализаторе колебательных процессов, в спектре которых есть частоты, кратные частотам периодических структур. Как правило, это низкочастотные колебания, которые часто совпадают или близки к собственным частотам колебательных систем организма человека. А таких систем в человеке более 2500. Это – сердце, легкие, мышцы, кишечник, кровеносная система. Электрическими и магнитными колебаниями сопровождается работа мозга, нервной системы, сердца, ток крови и т. д. Под воздействием внешних колебаний могут произойти такие, хорошо известные в радиотехнике, явления, как резонанс, биения частот, захват частоты колебаний и т. п., что может привести к приступам эпилепсии, впадению в транс, полугипнотическое состояние, к сбоям в работе сердца, легких, кишечника, в целом к разладу синхронизации работы колебательных систем в организме, а это, в свою очередь, ведет к различным отклонениям в здоровье и к болезням. Особенно опасны внешние частоты прядка 8–12 Гц (a– ритм мозга) и около 1 Гц (пульс, работа сердца). Поэтому необходимо следить за тем, чтобы на ТВ-изображении не появлялись периодические структуры, возбуждающие в организме указанные частоты. Из факта, что распознавание изображений человеком связано с процессами анализа и синтеза пространственных спектров, причем во многом происходящих через подсознание, вытекает опасность появления в изображениях двойного смысла. То есть в изображении, кроме его самого, может содержаться еще одно, другое изображение, занимающее часть пространственного спектра. Это “второе” изображение сознанием “не читается”, а попадает прямо в подсознание. Оно может появиться и случайно, и не случайно. Через это “второе” изображение человеку может быть передана любая команда, которая, к сожалению, воспримется человеком как его собственная мысль. Оно может влиять на психическое состояние человека, определять его желания и стремления, изменять его физическое здоровье. Поэтому специальные изображения, создаваемые для оформления студий, на наш взгляд, должны проверяться на наличие “вторых” изображений. Изображение – это некое слово. Совокупность изображений – это язык, на котором разговаривают между собой на подсознательном уровне люди, это – язык, который понимает подсознание, язык, на котором подсознание “разговаривает” с нашим сознанием. Говорят: “по одежке встречают”, т. е. воспринимают некое сообщение (образное, через изображение) и делают по нему выводы. Так и в телевидении: оформление студии есть некое сообщение на языке изображений о той передаче, которая в этой студии идет. Главное, чтобы это сообщение не расходилось с теми, которые на вербальном и изобразительном уровне несут создатели и участники телевизионной передачи. На основе интерпретации языка изображений построены многие психологические тесты. Однако, к сожалению, язык этот очень сложен и бывает неоднозначен: конкретное изображение для разных людей может иметь разный смысл, точнее, смысловое поле, так как каждое изображение означает целое понятие. Кроме того, каждое изображение имеет ассоциативный смысл. Но, несмотря на проблемы интерпретации, всегда можно установить статистически значимый смысл любого изображения. Чем, на наш взгляд, и следовало бы руководствоваться при создании интерьеров студий. Одно из первых мест в оформительском процессе занимает выбор цветового решения. Предположим для простоты, что канал формирования, передачи и приема видеосигнала, создания изображения на экране телевизора не вносит существенных изменений цвета. Хорошо известно, что цвет – явление субъективное и есть ни что иное, как ощущение человека от восприятия и оценки соотношений уровней сигналов в трех диапазонах электромагнитного спектра (так называемых, “красном”, “зеленом” и “синем”). Уже очень давно люди поняли, что цветом можно лечить, как это делали, например, в Древнем Египте. Цвет влияет как на физическое , так и психическое здоровье людей. Воздействие каждого цвета не зависит от отношения к нему. Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния на психику, на физическое здоровье остается неизменным, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия. Выбор цветового оформления, осуществляемый художником, определяется главным образом состоянием его внутреннего мира, склонностями, тенденциями и скрытыми мотивами его поведения, причем без учета закономерности воздействия цвета на зрителей. Конечно, бывает, что художник принимает во внимание некоторые общие сведения о восприятии и влиянии на человека цвета, его собственные представления о влиянии выбранного им цветового решения на зрителей. Однако этого, как нам представляется, недостаточно. Воздействие цвета идет не самостоятельно, не изолированно, а в совокупности с воздействием пространственного спектра и других параметров изображения, в том числе, конечно, и телевизионного. Это рождает различные линейные и нелинейные эффекты воздействия: усиливаются одни и ослабляются другие. Цветовое решение, хотим мы того или нет, понимаем или не понимаем, признаем или не признаем, навязывает человеку определенные векторы эмоционального поведения, отношение к вербальной информации, на его фоне возникающей, затормаживает или возбуждает психику, в ту или иную сторону воздействует на физическое здоровье. К сожалению, нельзя дать однозначных конкретных рекомендаций на все случаи жизни, на все варианты оформления студий. Но, на наш взгляд, каждое цветовое решение должно оцениваться специалистом-психологом, и не просто психологом, а специализирующимся на исследованиях в области влияния цвета на человека. На основании анализа современного оформления телевизионных передач можно дать некоторые следующие общие рекомендации. Близкие к спектральным цвета не должны занимать более 25 % площади экрана. Цветовая гамма оформления студии должна охватывать не менее 30 % площади цветового треугольника. Очень осторожно следует применять полярные цвета. Насыщенность используемых цветов (при занимаемой площади более 5 % площади экрана) не должна превышать более половины от максимальной. В наше время телевидение настолько расширило границы своего влияния на человека,
что если не учитывать законы совместного существования и взаимовлияния человека
и телевидения, то это может привести к катастрофическим последствиям. Мы уверены,
этого не произойдет и телевидение превратиться из негативного фактора в жизни
человека в оздоровительный, положительный.
|
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|